Astra-Gnome: машина времени и пространства 1950-х

Удивительный концепт-кар Astra-Gnome был полностью спроектирован и построен всего за 4 месяца. Немудрено: он не нёс никакой функциональной нагрузки, просто промдизайнер Ричард Эрбиб решил поиграть в машинки. Было это в 1956 году.

Эрбиб прославился своими «космическими» формами в дизайне практически всего — от книжных обложек до кухонных миксеров. Он оформлял романы Роберта Хайнлайна, его клиентами были
General Motors и International Nickel, Republic Aviation и Simca, Swank Jewelry и Tidewater Oil, в общем он работал во всех отраслях, где только мог понадобиться хоть какой-то дизайн. В 1955 году очередным клиентом Эрбиба стала American Motors Corporation — его наняли, чтобы разработать рестайлинг новой линейки автомобилей Hudson. С задачей он блестяще справился, внедрив, в частности, стильный V-образный изгиб капота, повторяющий форму маскота.

Помимо «промышленного» задания, Эрбиб получил ещё одну работу: спроектировать футуристический концепт-кар, который своей внешностью побил бы всех конкурентов (а футуристический дизайн в 1950-е был невероятно моден). За базу Эрбиб взял малолитражку Nash Metropolitan — как раз за год до того AMC приобрела в собственность бренд Nash. Модель была изменена полностью, машина увеличилась в размерах на 25% (при этом за счёт лёгких алюминиевых конструкций масса её осталась прежней — чуть больше 900 кг).
Пластиковый колпак полностью накрывал пассажиров и поднимался на петлях, чтобы выпускать их наружу. Его форма была рассчитана таким образом, чтобы обеспечивать максимально эффективное распределение звука от встроенной радиолы. Несмотря на компактность «донора», Astra-Gnome получился очень просторным и, более того, имел большой багажник, рассчитанный на 6 чемоданов.

Впрочем, машина оставалась именно шоу-каром. Astra-Gnome был показан на ряде автосалонов и произвёл сенсацию — действительно, на тот момент никто из дизайнеров не осмеливался так далеко отойти от классических автомобильных форм. Уже через 2-3 года практически все компании начали «клепать» футуристические концепты в космическом стиле, и «Звёздный гном» остался в прошлом.

Эрбиб продолжил принимать заказы от самых разных компаний, так и не начав специализироваться на каком-то одном направлении. В 1957 году Astra-Gnome отправился на склады компании и потерялся в ходе многочисленных перепродаж территорий AMC, слияний и разделений. В 1980 году он был внезапно найден в Нью-Йорке, отреставрирован и выкуплен автомобильным музеем Metropolitan Auto Museum (Лос-Анджелес), где находится по сей день.
