Ложь в которую мы верим: Упрямый маяк
Многие из Вас, наверное, читали историю об американском авианосце, который по незнанию пытался запугать "капитана" маяка, чтобы тот убрался с его пути.
Эта история - вымысел, и тому есть несколько неопровержимых доказательств.
Одним из них выступает расшифровка стенограммы переговоров между американским военным кораблём и канадским маяком у побережья Ньюфаундленда в октябре 1995 года. Эта запись была обнародована начальником военно-морских операций 10 октября 1995 года.
Американцы: Пожалуйста, измените ваш курс на 15 градусов на север, чтобы избежать столкновения.
Канадцы: Рекомендуем вам изменить ВАШ курс на 15 градусов на юг во избежание столкновения.
Американцы: Это капитан корабля военно-морского флота США. Я ещё раз повторяю, измените ВАШ курс.
Канадцы: Нет, это я ещё раз повторяю, изменить ВАШ курс.
Американцы: С вами говорит авианосец «Авраам Линкольн», второй по величине корабль военно-морского флота Соединённых Штатов. Нас сопровождают три эскадренных эсминца, три крейсера и множество вспомогательных судов. Я требую, чтобы вы изменили ВАШ курс на 15 градусов на север. Один-пять градусов на север. В противном случае мы будем вынуждены принять необходимые меры для обеспечения безопасности нашего корабля».
Канадцы: С вами говорит маяк. Принимайте.
Легенда об упрямом и важничающем капитане авианосца, который получил заслуженное возмездие от прямодушного маяка, появилась в Интернете в начале 1996 года. Те, кто её распространял, её также можно найти и в моём блоге Muz4in.Net, ссылались на расшифровку стенограммы разговора между капитаном корабля и работниками маяка, которая была обнародована начальником военно-морских операций в 1995 году.
Это неправда. ВМС США заявляет о том, что ничего подобного не происходило. Более того, эта байка в 1992 году появилась в сборнике шуток и небылиц. Что ещё более интересно, она была включена в книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» (1989 год). Автор взял её из публикации Военно-морского института США под названием "Proceedings" (в переводе с англ. «доклады», «происшествия») от 1987 года.
Однако она появилась намного раньше, чем думалось. Далее приводится отрывок из книги 1939 года:
Туман был очень густой. Старший помощник капитана парохода вглядывался вдаль. Внезапно, к его превеликому удивлению, всего в нескольких метрах он увидел человека, наклонившегося над перилами.
«Ты, проклятый дурак! – закричал он. – Какого чёрта твой корабль плывёт так близко от нашего? Разве ты не знаешь, что у меня есть право на проход?»
Из сумрака раздался насмешливый голос:
«Дяденька, это не чёртов корабль, а маяк!»
В 1931 году в канадской газете "The Drumheller Review" («Обзор новостей Драмеллера») появилась карикатура, изображающая двух мужчин, которые спорят между собой при помощи громкоговорителей (в качестве источника было указано издание "The Humorist of London" («Лондонский юморист»), Англия). Один из них стоял на мостике корабля, другой – на верхушке маяка. Между ними состоялся следующий диалог:
Шкипер: Куда вы прёте на своём чёртовом корабле?
Человек на маяке: Это не чёртов корабль, а маяк!
Всё, что представлено выше, является похожими версиями одной и той же истории об уроке, который получил человек с гипертрофированным чувством собственной важности. Представители военно-морского флота США неоднократно развенчивали этот миф. На их официальном сайте даже есть целая веб-страница, посвящённая данной легенде.
Пояснения ВМС Соединённых Штатов по данному поводу были опубликованы в одной из американских газет в 1996 году:
Источник этой истории, которая, как клянутся представители военно-морского флота США, не соответствует действительности, неизвестен. Данная шутка появилась, по меньшей мере, лет десять назад, а, может, и больше – тридцать или сорок. Некоторые считают, что она впервые появилась в юмористической колонке одного из самых популярных американских журналов "Reader’s Digest". Никто не знает наверняка.
В последние четыре месяца история о корабле, который не мог разминуться с маяком, передавалась из уст уста, как Евангелие, ведущими комедийных ток-шоу, ленивыми газетными обозревателями и невежественными шутниками киберпространства; в конце концов, её стали считать недостоверной. Она стала прочно ассоциироваться с навыками и знаниями военнослужащих ВМС США. Как и призрачный капитан Кольриджа из «Сказания о старом мореходе», военно-морской флот отчаянно пытается сбросить со своей шеи этого альбатроса.
Совсем недавно историю повторил новостной ресурс "The New York Times" со ссылкой на канадскую газету. После для огромной аудитории её прочитал Майкл Фельдман во время популярной радиопрограммы «А знаете ли Вы?» на "Public Radio International". Чуть ранее она была рассказана ведущими радиошоу "Car Talk".
В современной версии рассказа авианосец носит название "Enterprise". Ранее это был простой безымянный линейный корабль. Версия, которая была предоставлена по электронной почте Академией ВВС США, определила его как авианосец «Миссури» (англ. Missouri). Такого судна на самом деле не существует. «Миссури» – это бывший линкор, который уже давно списан.
Каждая из существующих версий была немного приукрашена. Кто-то из заядлых радиослушателей заявил в Интернете, что история произошла в заливах Пьюджет. Обозреватель из "Montreal Gazette" сказал, что это имело место быть прошлой осенью у берегов Ньюфаундленда. Его коллега из Северной Каролины процитировал слова местного жителя, который утверждал, что данный случай произошёл за пределами Южной и Северной Каролины.
«Это явно неправдивая история, однако за последние четыре месяца мы получили более двенадцати звонков от различных СМИ, которые хотели, чтобы мы подтвердили или опровергли её подлинность, – заявил командор Кевин Венсинг, представитель Атлантического флота в Норфолке. – К сожалению, не все средства массовой информации проверяют её и просто печатают, как есть».
«Первый раз я услышал эту историю очень давно, около десяти лет назад, наверное. Она очень старая, – продолжил Кевин Венсинг, – и, вероятно, возникла ещё в дни существования галеонов или тогда, когда в Александрии (Египет) был построен огромный маяк».
Когда все эти истории об авианосце "Enterprise" только начали появляться, военно-морской флот был вынужден последовать процедурам и проверить их.
«Да, мы поговорили с членами экипажа "Enterprise", – сказал Венсинг. – Мы сообщили им об этой истории и заявили о том, что считаем её недоразумением… Их реакция была следующей: “Что? Вы шутите?”».
Для справки: 10 октября – или в любое другое время – адмирал Майк Бурда, начальник военно-морских операций, не делал никаких заявлений по поводу подобных записей. Командор Джон Карман, пресс-секретарь адмирала, утверждает: «Это шутка. Старая добрая шутка. Она появилась на свет тридцать или сорок лет назад».
Среди прочих недостоверностей, пожалуй, самой вопиющей является то, что все маяки на побережье США давным-давно пустуют. По словам лейтенанта Эда Уэстфолла, последний из них был автоматизирован ещё десять лет тому назад.
Уэстфолл говорит, что также неоднократно слышал эту историю, однако он имеет своё видение её происхождения.
«Я всегда думал, – заявил он, – что её придумал кто-то из береговой охраны для того, чтобы поглумиться над военнослужащими ВМФ США».
В марте 2008 года Майк Макконнелл, глава Национальной разведки США, начал своё выступление на ежегодном сипмпозиуме в Университете Джонса Хопкинса с истории об упрямом маяке, заявив: «Да… Это правда. Я когда-то был связан с радиоразведкой, подслушивал людей и тому подобное. Запись имела место быть. Это правда».
Поэтому, уважаемые читатели, никогда не верьте громким заявлениям, скорей всего они делаются для того, чтобы отвлечь Вас от чего-то более важного. Чем больше новостного шума, тем меньше мы концентрируемся на сути, на том, что реально достойно внимания.
источник