Размышления
Большого
Города

Размышления Большого Города

Личные впечатления о специфике Дорожного Движения в разных странах

Личные впечатления о специфике Дорожного Движения в разных странах
Любой турист, берущий за границей машину в рент, становится пассивным исследователем Системы Дорожного Движения (СДД) другой страны и одновременно участником эксперимента по адаптации к местным условиям. Мне не хочется анализировать СДД в странах Латинской Америке и азиатском Таиланде, т.к. столкнулся там с откровенным бардаком и тотальной коррупцией. Ездить там можно, если имеешь быструю реакцию и железные нервы. Но в некоторые столицы лучше не соваться на машине вовсе.
Европа тоже разная бывает. С точки зрения СДД я бы распределил страны на 3 группы: А) Швейцария, Германия, Швеция, Дания, Голландия, Норвегия, Великобритания, Люксембург, Андорра, все карликовые страны и т.д. В) Франция, Италия, Испания, Португалия и др.. С) Греция, Турция, страны Восточной Европы, Израиль (территориально не Европа, но является государством европейского типа).

Пример 1. Скорость

В большинстве этих стран на магистральных трассах разрешена скорость 130 км/ч. На обычных межгородских дорогах - 90 или 100. Бывает и так, что дорога многополосная, но на ней много перекрёстков. Обычно, на пригородных дорогах. Без перекрёстков дорога соответствует норме 130 км/ч, а с ними - 90 км/ч. Очевидное инженерно-бюрократическое решение - установить лимит 90 км/ч. Так оно всегда и происходит в "С". Но в "А", реже в "В", во многих случаях делается иначе. Если дистанция между перекрёстками больше пяти км, то ... представление начинается. Через определённые промежутки стоят знаки на 90, 100, 110, 120 и 130 км/ч, плавно выводя водителя на крейсерский режим. И неважно, что с этой скоростью он может проехать всего-то пару километров. "Ежеле можно, то почему бы не дать?", - так рассуждают дорожные инженеры там. А перед перекрёстком знаки идут в обратном порядке. Чувствует водитель, что с ним считаются, что его уважают, и не помышляет нарушать. Такой же подход используется, к слову, при объезде временных препятствий. Не сразу стоит один-единственный знак на 60 км/ч, а череда понижающих. И не одной лишней минуты. Закончилась работа - знаки снимают. Ты им веришь и подчиняешься, потому что знаешь, что зря стоять не будут. Как-то автоматически ты сам становишься законопослушным паинькой. Закон ведь на твоей стороне, он помогает. Правда, заслуга в его исполнении целиком принадлежит инженерным службам! Интересный факт - водители из стран "В" и "С" попадая в "А", стараются водить правильно, без фокусов. И у них это получается. До возвращения на родину, естественно. Реже, но встречается обратная картина. Водители из "А" перенимают на время бардачный стиль вождения, принятый в стране пребывания.

Пример 2. Дорожная полиция

В Италии и Франции карабинеров и жандармов видишь на каждом углу. Но движение там трудное - постоянно подрезают, резко тормозят, паркуются рядами, даже прут на красный свет. Что уж говорить о группе "С"? Всё время в напряге. Но стоит пересечь границу Швейцарии или Германии, как можно отдыхать за рулём. При этом присутствия дорожной полиции не видно. Зря лампочками никто не стробоскопит. Если полиция хочет проявиться, то зажигает синий свет без фокусов. В Стокгольме, к слову, за три дня я так вообще полиции и не видел - ни машин, ни патрульных. В общем, эмпирический закон получается таковым: меньше полиции - больше порядка. Он имеет два объяснения: 1) Полиция навела порядок и её сократили. 2) Граждане и так законопослушны, нет необходимости раздувать штаты. Но первый пункт не работает. И не только Италия и Франция тому примеры. В Израиле резко увеличили количество дорожный полицейских, оснастили их по последнему слову, взвинтили штрафы и ожидали улучшения. В первый год количество жертв снизилось процентов на 10, а в последующие опять возрастало. Потом выяснилась и причина одноразового улучшения - полтора месяца войны. В это период аварийность резко падает потому, что психология водителей изменяется к лучшему и их поведение на дороге становится серьёзнее и ответственнее. Огромное дополнительное финансирование результатов не дало, но никто не собирается его сокращать. Логика чиновников, выходцев из политиков и генералов - давить и ужесточать. Искать системные причины проблем никто и не собирается. Слушать академические рекомендации они считают ниже своего достоинства. В "А" и "В" дорожная полиция помогает водителям, а не только портит им нервы. Можно совершенно спокойно обратиться к полицейскому и получить необходимую помощь. Мне запомнился случай в Берлине - ночь, гололёд, треск АБС, совсем запутался с дорогой. Полицейский подсел в машину, нарисовал в своём блокноте подробный маршрут, оторвал листок, извинился за то, что не может лично провести по адресу, пожелал счастливого пути.

Пример 3. Перестроение и обгон

В странах группы "А" существует высокая культура вождения, которая перекрывает прорехи даже в ПДД. 1. В "В" и "С" мне неоднократно приходилось тормозить в конце полосы ускорения при слиянии с главной магистралью, т.к. никто и не пытался позволить въехать на неё. Приходилось дожидаться просвета в потоке, давить на газ до упора и всё равно слышать сзади возмущённое пибиканье. У них есть преимущественное право и гори всё синим пламенем! В "А" тебя всегда пропустят. Есть возможность - сзади идущая машина перейдёт на левую полосу. Ан нет, так притормозит. 2. В "А" левый ряд - это святое. По нему мчатся те, кто превышает скорость. Полиция с этим явлением на скоростных дорогах никак не борется - это негласная политика, а граждане-водители не скулят и не причитают, "справедливости" не требуют. (А шо, им можно, а нам низзя?). Есть некая непрописанная реальность, с которой все считаются. Левый ряд занимают только для обгона и только тогда, когда в зеркале заднего вида никого на нём не видно. И быстренько возвращаются в правый ряд. Иногда кто-то увлечётся обгонять многих, а в это время сзади быстро приближается машина. Обычно, мешающий сам вовремя уходит вправо. Если нет, то всегда отреагирует на мигание дальнего света и освободит дорогу. Я ни разу не сталкивался с другим поведением, кроме как у водителей большегрузных траков. Те могут обгонять друг друга долго и нудно, пыжась из последних сил и перекрывая две полосы. Но они явно не уроженцы стран "А" и "В". 3. Всем известно теоретически, какую опасность представляет собой обгон на двухполосной дороге. (За души тех, кому это известно практически, можно только помолиться). Водители готовы смиренно ехать друг за другом только тогда, когда скорость пелетона равна крейсерской (разрешённой). Часто встречаются ситуации, когда какая-то машина едет явно медленнее и за ней выстраивается хвост. Водители делятся на две категории. Первые, которые готовы ждать, терпеть и мучаться. (В "А" водители ждут, когда тихоход съедет на обочину, периодически уступая дорогу и избавляясь от хвоста. В других странах никто и не подумает этого сделать). Вторые, которые хотят воспользоваться своим законным правом на обгон. Понятно, что удобнее обгонять сразу несколько машин, пока на встречной полосе пусто. А когда помеха видна, необходимо вернуться на правую полосу. Времени на это всегда хватает, а вот места... Не секрет, что при движении в пелетоне водители не выдерживают дистанцию между машинами. Чтобы обгоняющий мог вернуться, ему должны освободить место. Один должен притормозить. В "А" с этим нет проблемы - тебя видят и предусмотрительно притормаживают, подрезать и силой вклиниваться не надо. В "В" и "С" можно столкнуться с ситуацией, когда кипящий разум водителей из первой категории возмущается "несправедливостью" и сознательно сокращает дистанцию с впереди идущей машиной. Провоцируется катастрофа, но виноватым всегда считается обгоняющий. А истинный преступник преспокойно покидает место преступления за исключением тех случаев, когда его протаранили сбоку. Но и здесь он считается пострадавшим. В своей практике мне приходилось дважды спасаться на противоположной обочине из-за таких уродов. * В странах группы "В" существуют две бросающиеся в глаза проблемы - проезд на красный и пересечение белой сплошной линии. Я видел это в небольших городках и на второстепенных дорогах со слабым движением, в основном. В больших городах водители оказывают давление сигналами и обгонами с подрезаниями, невзирая на иностранные номера машины. * В странах группы "С" особенно мешает привычка их водителей ставить машины в два ряда и парковаться где попало. На дороге можно напороться на неожиданный сюрприз - яму, мусор, дорожные работы. Выводы: 1. Пресловутый человеческий фактор - не безнадёжен. Он легко приспосабливается к новым условиям и быстро перенимает общепринятый стиль вождения и нравы ДД. Будет порядок на дороге, в гараже, в страховом полисе, в школах вождения, в суде - будет и в голове. 2. Легко увидеть, что полный порядок в сфере ДД наблюдается в странах, где существует национальное единство и доминирует идеология патриотизма. (В смысле любить свою страну и народ, а не ненавидеть других). Не во всех странах группы "А" законопослушность в крови или имеет глубокие исторические корни. Оказывается, что сознательность, солидарность и профессионализм даже в частном автовождении совместно творят и поддерживают высокую культуру. 3. Система ДД может работать совершенно по-разному, хотя во всех странах она состоит из одних и тех же элементов. Эффективную СДД можно создать только на прагматической основе, изгнав любые идеологические клише и политику. Статистические данные (трагические, прежде всего), а не мнения бюрократов и политиков, должны являться центральным критерием для оценки её функционирования.
Огромное спасибо за статью, хорошему человеку с ником - Немо.


Подписывайтесь на наш канал:
«78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова»
78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова Telegram.

02:59
328
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...