Молитва о шести мирах
В начале Нового года по тибетскому лунному календарю в монастыре Лабранг собираются тысячи буддистов. Они часами молятся не за себя и близких, а за всех живых существ из шести миров сансары: богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и существ ада.
«Почтительно склоняюсь телом, речью и умом. Подношу облака всех даров — как материальных, так и созданных мыслью. Раскаиваюсь во всех неблагих деяниях, что совершал с безначальных времен. Сорадуюсь добродетели святых и обычных существ. О гуру и будды, прошу, пребудьте с нами до опустошения сансары и вращайте колесо Дхармы ради блага живых существ. Посвящаю свою заслугу и ту, что создана другими, великому просветлению…»
Приверженцы тибетского буддизма, двигаясь по паломническому пути, совершают простирания во славу Учителей
Мысленно проговаривая слова молитв, тибетские буддисты стекаются к монастырю Лабранг. Сотни паломников проходят трижды по коре — трехкилометровой тропе, опоясывающей монастырские стены. Они совершают простирания (падают ниц) во славу Учителей прошлого и настоящего, крутят огромные, двухметровой высоты, молитвенные барабаны — мани, установленные по периметру монастыря. Барабанов больше тысячи. Вращение мани — как повторение сакральных слов «Ом мани падме хум», главной буддистской мантры сострадания всем живым существам. Шесть ее слогов соответствуют шести мирам сансары и символизируют стремление освободить живых существ из этих миров от череды перерождений.
Для мальчиков-монахов, обучающихся в Лабранге, путь великой молитвы только начинается
Несмотря на холод, монахи традиции гелуг (что значит «добродетель») собираются на площади монастыря, часами неподвижно сидят на холодной земле и молятся, вознося сотни духовных обращений Будде…
Последователей школы гелуг часто называют «желтыми шапками» из-за островерхих головных уборов желтого цвета, известных со времен отцов — основателей школы
Даже отдыхая, монахи медитируют
Февраль — время Монлама, фестиваля Великой Молитвы. Он проходит в течение 15 дней сразу после тибетского Нового года по лунному календарю (в 2016 году выпадает на 8 февраля) и посвящен 15 великим чудесам Будды.
Согласно сутре о «Мудрости и глупости», Будда Шакьямуни совершил эти чудеса за 15 дней. Так он убедил всех в истинности своего учения — Дхармы, посрамив лжеучителей-завистников.
Танец Цам в масках символизирует укрощение злого начала
Монлам, или Монлам Ченмо, то есть Путь Великой Молитвы, был учрежден в 1409 году и стал самым значимым фестивалем для тибетских буддистов. До середины XX века основные празднества проходили в Лхасе, и в последний день Монлама далай-лама лично проводил службу в храме.
Тибетские женщины тоже принимают участие в ритуалах
В 1959 году, когда далай-лама XIV был вынужден покинуть Тибет, праздник перестали отмечать. Во время «культурной революции» в Китае он был запрещен. В конце 1980-х фестиваль в Лхасе возродился, но через несколько лет снова оказался под запретом. Теперь в Тибетском автономном районе Китая Монлам не празднуют, но он получил новую жизнь в Лабранге — крупнейшем монастыре за пределами Лхасы, расположенном в Восточном Тибете.
В завершение фестиваля Монлам монахи собираются на площади для специальной молитвы. Она длится несколько часов, и все это время монахи сидят на земле, несмотря на мороз, доходящий до 27 градусов
Лабранг, когда-то богатый и влиятельный, тоже пострадал от рук коммунистов в период «культурной революции», но в 1980-м был возвращен буддистам и теперь стал крупным религиозным образовательным центром с шестью факультетами и огромной библиотекой. Вместе с ним расцвел и Монлам.
Тибетские женщины молятся у входа в храм во время Монлама
Одно из ярких событий фестиваля — церемония открытия гигантской тхангки — полотна с изображением Будды, которое раскладывают на холме у монастыря несколько десятков человек. Люди издалека могут любоваться ликом Победоносного и думать обо всех живых существах, желая им благополучия на пути к просветлению, кем бы они ни были — богами, животными, коммунистами, существами ада, голодными духами или просто голодными, а также сытыми. Ведь сытый в этой жизни может стать голодным в следующей, если не будет следовать учению Будды…
Огромное полотно с изображением Будды — тхангка — раскладывается на склоне холма. Размер тхангки — 27 м в высоту, 12 м в ширину
Донести до холма и расстелить на нем огромную тхангку под силу только трем-четырем десяткам мужчин
Фото: Kevin Frayer / Getty Images (x10)
Автор: Ада Белицкая
источник