Почему мы так одержимы марсианами
![Почему мы так одержимы марсианами Почему мы так одержимы марсианами](/upload/000/u4/c8/1d/pochemu-my-tak-oderzhimy-marsianami-picture-small.jpg)
Какие они на самом деле — инопланетяне с Красной планеты? Похожи ли они на трехголовых хищных птиц, напоминают ли врага Багса Банни из мультфильма про смелого кролика или выглядят, словно блоха величиной с 12 слонов? Корреспондент BBC Culture обращается к истокам научной фантастики и сказаний о пришельцах с Марса.
![](/upload/blog/6614056ab8fd9bb036b8476ebb5a88b6.jpg)
Некоторые сказители старого времени, так же, как и нынешние авторы, испытывали вдохновение, глядя в ночное небо. Тогда как многие из нас, обратив взор к небесам, размышляют о том, сколько звезд может быть там, в космических глубинах, и как далеко они находятся, другие смотрят вверх и думают: интересно, а кто же там живет? И есть ли у них щупальца?
Во II веке н. э. древнегреческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский сделал убедительную заявку на то, чтобы считаться первым научным фантастом. Героев своего произведения под названием «Правдивая история» он отправляет в путешествие на Луну.
Туда они попадают после того, как их подхватывает воздушный вихрь, который не утихает семь дней.
Лукиана часто называют предшественником Жюль Верна (описавшего путешествие к Луне в двух романах — Ред.).
Однако античный фантаст также очень точно предсказывает и тот способ, при помощи которого девочка Дороти из Канзаса впервые попала в страну Оз.
Оказавшись на Луне, герои Лукиана к своему ужасу обнаруживают там людей, ездящих верхом на трехголовых грифах, как на лошадях.
Необычные жеребцы становятся только первыми из необычных созданий, которые им встречаются: немногим позже появляются воины на блохах размером с двенадцать слонов.
Царь Луны и царь Солнца ведут между собой тотальную войну.
Греки сочиняли истории обо всех объектах, которые они видели в небе. Все начинается с богов: Гелиос, бога Солнца и его сестры Селены, богини Луны, — оба бороздили небеса на своих колесницах.
Одна из наиболее известных скульптур, фриза Парфенона, когда-то украшавшего Афинский Акрополь, изображает лошадь Селены и находится на восточном фронтоне здания.
Лошадь выглядит усталой после того, как она всю ночь таскала Луну по небосводу: глаза у нее навыкате, ноздри раздуваются, челюсть отвисла, так как она отчаянно нуждается в глотке воздуха.
Иными словами, богиня Луны не просто красочный символ этой планеты. Ее история имеет свою фактуру и детали, вплоть до ее изнуренной лошади.
Идея о людях с Луны не является уникальной особенностью западной культуры. Повесть о старике Такэтори — это японская сказка, относящаяся к X веку.
Такэтори, собиратель бамбука, однажды нашел в стебле этого растения сказочно красивую девочку Кагуя-химэ и удочерил ее.
Со временем красавица Кагуя-химэ выяснила, что она прилетела с Луны и должна вернуться обратно.
Инопланетяне в рассказе Лукиана были ужасающе необычными. Зато сказка про Кагуя-химэ — это одна из первых историй, в которых пришельцы предстают человекоподобными существами, но при этом обладают качествами, делающими их несколько лучше людей.
Наиболее известный из последних по времени примеров такого рода, безусловно, Супермен.
Мы пришли к вам с миром
Однако Луна — это лишь первое из космических тел, подарившее человеку вдохновение для создания сказаний об инопланетянах. Марс тоже можно увидеть невооруженным глазом, поэтому нет ничего удивительного в том, что он привлекал внимание древних астрономов и писателей. У людей, живших в античные времена, Марс неизбежно ассоциировался с римским богом войны.Бойцовская природа обитателей планеты была абсолютно очевидна для режиссера-мультипликатора Чака Джонса, который в 1948 году в мультфильме «Кролик — сущая сатана» представил нового героя Марвина Марсианина (хотя тогда он еще и не носил этого имени).
Марвин носил шлем с плюмажем, вроде тех, которые, должно быть, защищали головы римских легионеров, правда, его шлем был ярко-зеленого «инопланетянского» цвета.
У Марвина также была юбка, состоящая из отдельных пластин. Она не доходила до колен, как, вероятно, было у центурионов, но этот предмет туалета обладал способностью раскрываться, как пачка балерины.
Что не характерно для врагов Багса Банни, Марвин — довольно опасный субъект и обладает изрядным уровнем навыков, чего лишен, например Элмер Фанд. То есть он — воинственный пришелец, прибывший с планеты, названной в честь бога войны.
Пожалуй, один из наиболее простых способов узнать, каким типом мышления, позитивным или негативным, обладает тот или иной человек — спросить, как он представляет себе марсиан.
Для оптимистов пришельцев олицетворяют Инопланетянин из одноименного фильма Стивена Спилберга, Морк из телесериала «Морк и Минди» или Мистер Спок из сериала «Звездный путь».
С точки зрения пессимистов, космос кишит Лицехватами из фильма «Чужие» и мелкими садистами, как в фильме «Марс атакует!»
Каждый раз, когда ученые отправляют космический зонд в неизведанные уголки галактики, я прихожу к выводу, что согласен со Стивеном Хокингом, который в этом году помог запустить проект Breakthrough Listen, при помощи которого ученые попытаются найти разумные инопланетные формы жизни.
Хотя Хокинг и стремится найти гуманоидов, он указывает на то, что развитая инопланетная цивилизация, возможно, без малейших колебаний уничтожит человечество, посчитав нас представителями вида, находящегося на низшей ступени развития.
Жизнь на Марсе
![](/upload/blog/2c934481223275a115ca32a025b200d4.jpg)
Безусловно, самый яркий, и он же один из самых ранних образов марсиан, — тот, который Герберт Уэллс создал в романе «Война миров».
С точки зрения массовой культуры, Марс вступил в свои права в 1877 году, когда итальянский астроном Джованни Скиапарелли навел свой телескоп на красную планету и внимательно ее изучил.
Он увидел на поверхности планеты нечто такое, что, как он был убежден, представляло собой протоки или борозды, которые он назвал «canali».
Мир легко впал в заблуждение из-за того, что англоговорящая часть публики неверно перевела это слово: как, на Марсе существуют каналы?! Если так, то кто-то же должен был их прорыть.
Хотя некоторые авторы и до этого размышляли о жизни на Марсе, изображения планеты, созданные Скиапарелли, взбудоражили воображение многих.
В 1881 году газета под названием London Truth («Лондонская правда»!) опубликовала статью о вторжении марсиан, в которой предсказывалось, что мы объявим войну марсианам, а они отомстят нам, нанеся мощный ракетный удар, в результате которого от Гималаев отколются огромные куски породы, а на месте горы Монблан в Альпах останется гигантская воронка.
Однако слово «марсиане» применительно к предполагаемым обитателям Марса вошло в употребление только в 1883 году после выхода книги «Алериель, или Путешествие в другие миры» преподобного Владислава Лях-Ширмы, англиканского священника, историка и писателя польского происхождения (по другой версии, слово «марсианин» возникло в 1877 году. — Ред.).
Герой романа Алерьель — выходец с Венеры, а марсиане, которых он встречает, — вегетарианцы, чей рост около трех метров, а внешне они чем-то напоминают львов.
Затем в 1892 году люди утверждали, что видели вспышки света, исходившие с Красной планеты. Были ли это какие-то сообщения, посылаемые марсианами? Появились ли у них теперь каналы и прожекторы?
В 1895 году Герберт Уэллс начнет работу над романом «Война миров», который будет публиковаться по частям в 1897 году.
Его марсиане передвигались внутри огромных треножников (скульптура одного из таких сооружений стоит в Уокинге, небольшом городке близ Лондона, который книжные марсиане разрушили до основания).
Инопланетяне представляют собой пугающее племя, они — «одновременно энергичные, крепкие, бесчеловечные, уродливые, монструозные». Они оказались слишком сильны для солдат, которые пытались оказать им сопротивление.
К счастью, внезапно появившиеся на сцене, словно «бог из машины» в древнегреческой трагедии, земные бактерии выиграли битву и спасли нашу планету.
Научный факт?
К 1912 году Эдгар Райс Берроуз, который также прославился книгами о Тарзане, сочинил историю о путешествии в обратную сторону — к Марсу. Герой его «марсианских хроник» Джон Картер из штата Вирджиния (он обладал одним, скорее инопланетным, качеством, несвойственным человеку: казалось, что он не старел) добрался до Марса, который местные жители называли Барсум, посредством странного космического скачка.Так же как и его вымышленные предшественники из произведений Лукиана, он оказался среди воинственных инопланетных существ.
Поскольку Картер имел боевой опыт, приобретенный во время Гражданской войны в США, он был готов к тому, что придется переносить лишения и идти на жертвы, как того требовали сложившиеся обстоятельства.
Берроуз писал романы о Джоне Картере на протяжении нескольких десятилетий.
И в течение всего XX века писатели, художники, композиторы и кинорежиссеры снова и снова обращались к ближайшей к нам планете.
Изучение Марса и вторжение марсиан на Землю обеспечило авторам неисчерпаемые запасы материала для кинофильмов и научно-фантастических книг.
Или научных фактов, как смело утверждалось в трейлере к картине «Робинзон Крузо на Марсе», выпущенной в 1964 году.
В 1964 году, когда человек высадился на Марс, он уже был знаком с инопланетянами, которых следовало опасаться, но это были не марсиане.
Гуманоиды с Ориона, которые использовали Марс для нужд горнорудной промышленности, были источником опасности для Кита Дрейпера и единственного члена его экипажа (обезьяны), оставшегося в живых в ходе неудачного космического полета.
«Этот фильм научно достоверен, — значится в начале и в конце трейлера. — Это всего лишь шаг за пределы существующей реальности!»
Чем больше мы узнаем о Марсе, тем сильнее меняется манера, в которой люди пишут о Красной планете.
Книга Энди Уира «Марсианин» стала в прошлом году одним из лидеров продаж, а новый фильм, снятый по ней, вероятно, повторит этот успех. Возможно, тот факт, что единственным марсианином в этой истории является не инопланетян, а человек из плоти и крови, астронавт НАСА, который отстал от своего экипажа, окажется приметой новых времен, когда человек настроен более скептически.
Даже в большей степени, чем Кит Дрейпер, Марк Уитни, инженер, попавший в переплет, — это человек, вынужденный противостоять кошмару абсолютного одиночества во враждебной среде, которая оказывается таковой не из-за инопланетян, а вследствие его собственных человеческих слабостей.
Нам потребовалось очень много времени для того, чтобы представить себе облик марсиан, наша одержимость ими, безусловно, привела к научному прогрессу, о котором Герберт Уэллс мог только мечтать.
Прямо сейчас команда астронавтов НАСА находится в изолированной испытательной лаборатории на Гавайях, где созданы условия, имитирующие полет к Марсу. В течение года они будут жить в куполе диаметром 11 метров на северном склоне вулкана Мауна-Лоа.
Новость о том, что ученые нашли признаки наличия на Марсе проточной воды, еще сильнее подогрела лихорадочный интерес к возможности обнаружения жизни на Красной планете.
Но чем больше открытий мы делаем, тем меньше остается у нас простора для фантазии.
Некогда писатели населяли Марс разнообразными инопланетными существами, теперь мы вынуждены отодвинуть ареал обитания этих созданий в более отдаленные уголки космоса.
Мы знаем слишком много (и, что важно, этим знаниями располагают зрители и читатели) для того, чтобы и дальше делать вид, будто там, на Марсе, живут марсиане и роют свои каналы.
Марс представляет для нас не меньший интерес, чем раньше, но часть своей таинственности, он уже, конечно, утратил.
Оригинал публикации: Why are we obsessed with Martians?
источник