The Doors, Джим Моррисон: икона психоделической революции
Рано или поздно ты натыкаешься на такую группу, как The Doors. Это случается почти с каждым чуваком. Психоделический рок, он такой: попадает в твою голову случайно, а потом очень долго не отпускает, если вообще когда-нибудь отпускает. И Джим Моррисон, наверное, – самая знаковая и заметная фигура в музыке второй половины ХХ века не только в рамках жанрах, но и в целом.
Родился Джим в Мельбурне, Флорида. По своей природе был настоящим кельтом, в нём пульсировала ирландская, английская и шотландская кровь. Родился он в семье военных, что автоматически означало частые переезды всей семьи то в один конец страны, то в другой. В этом наша страна с Америкой очень похожи. Джим вспоминал то время, в его памяти ярким кровавым пятном засело одно событие: в одной из таких поездок он увидел разбитый, искореженный грузовик с индейцами, тела которых валялись в крови вдоль дороги.
Я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может, одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их.
Джим Моррисон
Когда Джим поступил в государственный университет Флориды, он изучал искусство, актерскую игру, любил играть в студенческих постановках. После Моррисон обучался на кинематографическом факультете Калифорнийского университета. Но режиссером он не стал, ведь его мечтой было создание своей рок-группы, Джим чувствовал музыку иначе, чем другие. Моррисон пытался заручиться поддержкой родителей. Но они не разделяли убеждений сына ни в выборе карьеры, ни в стиле жизни. В итоге последним днём, когда он видел своих собственных родителей, было рождество 1964 года.
В любом случае его прощание с родителями послужило полным уходом в сферу искусства. Группа получила название "The Doors" в честь книги Олдоса Хаксли "Двери Восприятия". Это эссе, написанное одним из видных писателей и философов ХХ века.
В нём Хаксли описывает свой опыт употребления мескалина – вещества, которое получают из некоторых видов кактусов, в частности Lophophora williamsii, и которое оказывает галлюциногенный эффект на употребившего его внутрь. Его свойства были давно известны шаманам некоторых индейских племен, такие кактусы использовались для общения с духами и богами.
Но в широкое употребление цивилизационным человеком подобные вещества вошли только в 60-70 года ХХ века. Не последним популяризатором "расширения сознания" является Джим Мориссон.
Его музыка вбирала в себя традиции многих культур: негритянской, южного кантри и блюза. Не было ни одного коллектива в то время, который бы делал нечто похожее по звучанию.
Вкупе с поэтическим даром Мориссона такой коктейль произвёл на молодежь оглушительный эффект. Он резко стал звездой своего поколения, а песни, порой отдававшие какой-то эзотерикой, стали кружится во многих головах. Его воспринимали как пророка и поэта.
Также известна манера выступления музыканта. Он редко выходил на сцену трезвым или не под кайфом. Нужно ли это было для образа? Вполне. Но, скорее всего, в какой-то момент Джим просто потерял контроль. С другой стороны, несмотря на все скандалы, связанные с его выступлениями, его всё равно любили и всё равно продолжали звать.
Всего через полгода после начала своей концертной деятельности "The Doors" начали выступать в лучшем клубе на Сансет Стрит – Whisky-A-Go-Go. Контракт со звукозаписывающей компанией не заставил себя ждать. Этой компанией оказалась Elektra Records, которая показала миру группу во всём своём великолепии.
Мы бы не стали называть музыку "The Doors" обычной. Уж слишком много в ней чего-то неопределенного, странного и таинственного. Шаманизм является сценическим приёмом Моррисона. Возможно, причиной этому служит тот эпизод из детства, с мертвыми индейцами. Джим всегда тяготел к мистицизму, а его любимым поэтом был великолепный Уильям Блейк, британский визионер ХIХ века, который успевал не только писать стихи, но и рисовать картины и гравюры.
Я король ящериц. Я могу все.
Джим Моррисон
Технически музыка очень своеобразна. В ней полно интересных моментов, само звучание действительно уникальное, его ни с чем не спутаешь. Гитарная партия редко когда выдвигалась на передней план, зато клавиши были потрясными. Ну, и конечно, голос Джима с его поэтическими текстами и всевозможными интонациями, которые вряд ли повторишь в трезвом состоянии. Он не халтурил, песни получались живыми, настоящими.
Они не были вылощены саунд-продюсерами под "идеальное" звучание. В этом было что-то от джаза. Просто человек с хорошей песней, которую он хочет поведать миру. Честная и откровенная музыка.
Никогда не знаешь, когда тебе придётся исполнить свою последнюю песню.
Джим Моррисон
Официально Моррисон умер от сердечного приступа в одном из парижских отелей в возрасте 27 лет, однако многие скептически относятся к подобной причине смерти. Известно, что под конец жизни он всё больше подсел на вещества и выпивку, всё меньше писал материал для песен и всё хуже относился к посетителям своих концертов. Передозировка – обычное дело того времени. И наверняка попал он в клуб 27 именно благодаря ей. Похоронен Моррисон во Франции, на парижском кладбище "Пер-Лашез".
Но не будем о грустном. Человек умирает, а его песни остаются. И сейчас они не остались в истории как забытые всеми стенания, всё по-прежнему звучит превосходно. Альбомы "The Doors" часто переиздаются, музыка прилизывается в угоду современным вкусам, но старые записи ещё живут, и когда-нибудь они доберутся до твоей черепной коробки и откроют уже двери твоего восприятия.