«ГербаLife» Станислав Гедзевич
С 27 января, по 13 февраля 2021 года
С 27 января в Харьковской муниципальной галерее откроется персональная выставка Станислава Гедзевича «Гербалайф». Переносимая несколько раз, она наконец утверждает себя ограниченным составом работ в прославленном галерейном пространстве. Экспозиция пробудет в стенах выставочной площадки до 13 февраля, соединив, таким образом, два зимних месяца в единое предвесеннее целое. На выставке сохраняется интрига художественного откровения, на которое всегда так щедр харьковский художник. Но что же это за «гербарий жизни»?
В городе найдется немного мастеров, способных совершать стремительные и одинаково виртуозные челночные вылазки из пограничных пластических областей – графики и живописи – на взаимолежащие пространства. Более того. Мало найдется и художников, способных одинаково убедительно двигаться от малой формы к большой и обратно. Стас Гедзевич – из таких...
...Едва ли живописные и/или графические образы Стаса Гедзевича, выполненные на пленере и трансформированные в «полноразмерный эскиз», можно безоговорочно отнести к натуралистическому (и даже академическому) искусству. Это тот реализм, который тяготеет к символизму и метафорическому осмыслению внешнего мира через проекцию предметной среды на свой внутренний мир. На обычные вещи он смотрит и видит их сущность, вовлекая и зрителя в перекличку взглядов и пластическую реализацию способа живописного видения.
Плоскость его живописных полотен становится авансценой, на которой герои его работ разворачивают свои живописные па. Это всегда первопланный мотив, обогащенный контрастом фигуры и фона и усиленный вязкими цветовыми нюансами и последовательными живописными отношениями. Но его травы стоят, как оловянные солдатики, его индюки и гуси приобретают мифогенную эпичность рельефа и строгость архитектурной композиции Пергамского алтаря. Все равновесно, ритмично и классично. И самое замечательное в работах Стаса – умение держать паузу между фигурой, плоскостью и ритмикой композиции в этой почти «алтарной» рефлексии предмета.
С. Гедзевич длит мотив в формате холста, почти пальцем указывая зрителю, где прячется суть композиции, – в то место, где тела обернуты в знаки пустоты и где экономный тон, ясный, но мягкий контур и предельно избирательная проработка поверхности холста становятся ремой, а не темой строго рассчитанного живописного предложения...
...художник раскрывает природную красоту, но строит ее на холсте так, как будто бы ее и не существовало ранее. По своим собственным законам. И по законам того гения места, которое и способно придать этой работе постоянство, укорененность живописного мотива в быт и жизнь. Место это глубоко архаично (село Хатки Полтавской области) и мифологично, но это скорее духовный центр притяжения, а не точка на географической карте.
Из всех карт Станислав Гедзевич предпочитает ментальные. Именно там и стоит искать следы его творческих откровений и пластических идей...