Пьеса «Homo Soveticus», больше, чем о «Совке»
Описание:
19 октября 2017 года, Виктор Шендерович представит свою пьесу «Homo Soveticus» харковчанам.
Спектакль «Homo Soveticus» по пьесе Виктора Шендеровича, кажется, должен быть буффонадой, весёлыми похоронами «совка». Но он оказывается гораздо глубже, содержит много слоёв и смыслов, скрытых за порой раздражёнными, порой нежными диалогами старого эмигранта и молодой американки. Кроме обсуждения советского прошлого, героям нашлось, о чём поговорить — об одиночестве, любви, подлости и ответственности. Автор - Виктор Шендерович - украинскую адаптацию своей пьесы впервые увидит в Харькове - ее покажут 19 октября в театре им.Шевченко. Зрители также смогут поприветствовать автора - он обещает выйти на поклон вместе с командой спектакля.
Постановщик Максим Голенко признаёт, что пьеса «сидячая», и что одной из важнейших задач было внесение драйва, эксцентрики, «чтобы действие кипело». Сцена харьковского «ДК Связи» во время сдачи спектакля и правда, ходила ходуном.
«Для себя мы поняли, что убавить, что прибавить. Тем генеральный прогон и ценен», - признался после довольный режиссёр.
Голенко для постановки привлёк продюсер Михаил Бондаренко. Для его театральной компании «Ампулка» «Homo Soveticus» - первый собственный спектакль, хотя сам Бондаренко имеет большой опыт работы с театрами, привозил в Украину известные спектакли Романа Виктюка, Евгения Гришковца, театра “Ленком” и других. Пьесу ему для постановки отдал сам Виктор Шендерович.
«Можно сказать, Шендерович настоятельно, приперев к стенке, рекомендовал мне взять его пьесу и поставить в Украине. Мы тогда с Максом делали «Афродизиак» в киевском цирке — с тиграми, львами и кучей людей. Получив от Шендеровича текст, я понял, что Максим должен его ставить, - вспоминает продюсер. - Полгода размышляли, лепили «скелеты» спектакля, наш художник Леся Головач постепенно делала декорации».
Когда дело дошло до выбора актёров, продюсер уже знал, что Гольдинера должен играть актёр Харьковского театра кукол им. Афанасьева Вячеслав Гиндин. А Голенко был уверен, что Джейн Уотсон лучше всех сыграет актриса Ольга Жуковцова из Днепра. Украинцам она известна по роли помощницы министра иностранных дел в сериале «Слуга народа» и съёмках в других проектах “95 квартала”.
«Я на 250% счастлив, что мы её нашли. Она талант, трудяга, репетировала на нашей базе в Харькове по шесть, по двенадцать часов в день, успевая при этом сниматься в Киеве, и приезжать к семье в Днепр», - рассказывает Бондаренко.
«Я видела, что делал Макс Голенко в Киеве, поэтому встретилась и сразу спросила, как он будет это ставить, - вспоминает актриса. - Потом мне сказали, что партнёром будет Гиндин. Я звоню знакомому харьковскому актёру. Он говорит, что Слава — самый гениальный актёр, и это будет для меня большое счастье и тонна опыта — поработать с ним. Так и произошло».
На репетиции ушло меньше месяца, рассказывает продюсер. К работе привлекли музыкантов из харьковской группы SHKLO — они писали и исполняли для спектакля музыку, играли небольшие роли и создавали все шумовые эффекты. Сами музыканты, многие из которых получили театральное образование, признаются, что спектакль стал для них «отдушиной в плотной музыкальной работе». Всего команда «Homo Soveticus» провела 16 очень насыщенных репетиций, стараясь успеть сделать и попробовать как можно больше.
«Мы — негосудаственный театр, мы не можем себе позволить репетировать полгода, пока коммунальные услуги, зарплаты оплачиваются из бюджета, - рассказывает Бондаренко. - Я продюсер, я инвестирую в спектакль. И как инвестор, я чуть ли не больше всех заинтересован в том, чтобы зритель принял постановку… Если зрителю нравится, он покупает билеты, значит мы сделали качественный продукт, получили доход, чтобы сделать следующий спектакль. Нормальный не-советский подход. У нас же спектакль как раз об этом - об избавлении от «совка».
Собранная из разных городов команда, разделяя мнение продюсера, избегала «совка», где только можно. Например, пьеса вынуждала их работать в «разговорном» жанре. Но режиссёр нашёл способы сделать этого «Гольдинера» непохожим на все другие.
«Эту пьесу обычно ставят по-бытовому, - объясняет Гиндин. - Критикуя «совок», играют по правилам обычного советского соцреалистического театра — кушают, пьют, разговаривают. Почти заседание парткома. За то, что нам удалось избежать этого, спасибо Максиму. Мы оторвались от земли, от быта, от социума. Мы говорим о «совке», но мы над ним. Это — больше, чем просто о «совке».
Ольга Жуковцова тоже видит в спектакле большее, чем насмешку над образом мышления «homo soveticus»: «Думаю, что любовь старшего поколения к Советскому Союзу — это любовь к юности. Вот подумайте, отправили студентов-физиков в колхоз собирать картошку, по нынешним меркам — дикость. Но я думаю, что они там находили себе драйв — пели под гитару, танцевали, просто ловили кайф от жизни. И эта ностальгия — просто грусть по тому кайфу».
В спектакле режиссёру и актёрам удаётся уходить от штампов, которых может ждать публика: «старый мудрый еврей», «молодая бессердечная американка», «тоска по СССР — глупость», «из Советского союза бежали идейные антисоветчики». По ходу репетиций все в команде принимали участие в создании спектакля, меняли текст пьесы, актуализируя его. Даже современная, казалось бы, авторская редакция 2013 года требовала правок.
«Там был такой диалог: «Вы что, за Путина?» - «Да, потому что так им и надо». Фраза острая, с подковыркой, но в нашем сегодняшнем контексте это имя не нужно, неуместно на сцене, - объясняет Гиндин. - То же и с Кобзоном — он тоже есть в пьесе, но мы его заменили. Мы их убрали не потому что «давайте запретим», а это просто «не в тему», невкусно. Хорошо, что материал позволяет делать свои, актуальные правки. Ведь театр — явление сегодняшнего дня. Даже если он о давно прошедших временах, мы не хотим делать так, как делали в 1970-х».
С понедельника стартовал гастрольныйй тур по Украине, с Левобережья: Полтава, Днепр, Киев, Харьков. В Харьков 19 октября в театр им. Шевченко представлять пьесу приедет и Виктор Шендерович. Потом «Homo Soveticus» покажут в других городах.
Место и время:
Событие уже прошло