Мифологии. Валентин Бо, Миша Педан, Ярослав Солоп
с 28 сентября до 3 ноября
«Эти мифы (а на что еще они нужны?) нацелены на то, чтобы примирить фотографию и общество (да есть ли в этом необходимость? – еще бы, фотография – вещь опасная)…»
Ролан Барт, «О фотографии»
Редкий текст о фотографии обходится без Ролана Барта. Нам постоянно напоминают, кто именно научил нас тому, что фотографию можно пережить дважды – через stadium и через punctum. Кто показал, что есть множество фотографий, которые только фиксируют и информируют, которые могут быть считаны в зависимости от понимания культурного или социального контекста. Что есть также фотографии более редкие, те, в которых содержится punctum – «ранящая стрела», захватывающий внимание нюанс, деталь, задевающая чувства. Потому каждая фотовыставка – своего рода охота на punctum. И проект «Мифологии», согласно графику и содержанию, открывает сезон охоты, на который все приглашены.
В выставке «Мифологии» представлены три серии трех фотографов Украинской фотографической альтернативы (УФА) – «Execution of the Food» (Казнь еды, 2015) Валентина Бо, «Eternal Presence» (Вечное присутствие, 2017) Миши Педана и «The Plastic Mythology» (Пластмассовая мифология, 2011–2016) Ярослава Солопа. Все серии – самостоятельные проекты, собранные вместе под общим мотивом из сборника эссе «Мифологии», где Барт пишет о том, что «…носителем мифического слова способно служить все – не только письменный дискурс, но и фотография…» Каждая из серий конструирует собственное мифологическое сообщение.
«Execution of the Food» тяготеет к кинематографической постановке. Валентин Бо запускает нас на ритуальное действо, центральная часть которого – избиение испанских персиков камнями, потопление норвежской форели, жертвоприношения деликатесов. Сюжет, своим настроением напоминающий скорее о Средневековье, на самом деле апеллирует к вполне современным явлениям – продовольственным санкциям.
В серии «Eternal Presence» Миша Педан интегрировал в собственные фотографии фрагменты работ шведского художника Яна Хафстрема. По словам фотографа, рисованные герои «…настолько вписываются в нашу цивилизацию, что понять, где они вставлены [в фотографию] мной, практически невозможно». На стенах возникают очертания «Острова мертвых» Арнольда Беклина, в витринах магазинов – силуэты воинов Бенвенуто Челлини, а у подъезда поджидает волчица, вскормившая основателей Рима. Но и без дополнительных вклеек города Педана – это места, где прохожие – герои мифологического круговорота, бегущие марафон и берущие Трою; где лучи света – уже художественное вмешательство; где ресторан, выходящий на улицу, становится галереей групповых портретов.
«The Plastic Mythology» Ярослава Солопа – сборник античных сюжетов и аллегорий. Здесь атлетические (и не слишком) тела героев и героинь возлегают в священных рощах, усеянные артефактами. Их героизм в равной мере подчеркнут естественностью тел и неестественностью окружения. Со всеми благородными животными и логотипами брендов, имя этой мифологии – культура потребления. Солоп говорит, что сюжеты работ возникли не столько из хорошо известных легенд, как «…благодаря новостям, рассказам людей в метро, политическим баталиям, из обычной бытовой жизни».
Уже те знаковые системы, которые попали на работы трех серий (марка консерв и кладка бассейна, экстерьеры кофеен и мусорные баки на внутренних улицах, дорожный знак или формы созвездий) и те техники, с помощью которых эти фотографии сделаны, говорят о настоящем времени. Времени, которое, кажется, давно должно было избавиться от шарма древностей. Но как носители мифологического сообщения, сохраняя мифы на носителях, фотографы представляют современность в тесной связи с образами прошлого, выявляя их повсеместное присутствие среди нас.
Борис Филоненко