Карта желаний. Открытие выставки учеников Школы Современного Искусства
Мы привыкли думать, что искусство, отражая реальность создает некую ее карту. С учетом, естественно, известного утверждения Альфреда Коржибски, что «Карта не есть территория…» Точнее, уже не пытаясь добраться до самой реальности, мы имеем дело с бесконечным множеством ее карт. «Мы говорим, что карта отлична от территории. То, что на бумажной карте, это репрезентация того, что было в ретинальной репрезентации человека, создавшего карту. И если продвинуться дальше, всё, что обнаружишь, так это бесконечный регресс, бесконечная серия карт. До территории никогда не доходит… Процесс репрезентации всегда отфильтровывает её, так что ментальный мир есть лишь карта карт без конца» (Грегори Бейтсон). Ситуация тупиковая, так как, фильтры восприятия у всех людей разные, а художники – тоже люди…
Но и в времяпрепровождении в этом тупике можно найти свои прелести. Следить за искажениями личной реальности, исходя из разности «цветных стекол», доз негатива и позитива в картине мира автора – процесс неожиданно увлекательный. Она может быть эйфорической, или же, как сейчас принято говорить, заряженной критическим потенциалом. Или, что значительно реже случается, медитативно-нейтральной – если некто приблизился к просветленному видению реальности без черного и белого, плюсов и минусов. Фильтры восприятия рождают и прекрасные утопии, и отвратительные антиутопии. В любом случае, будем называть вещи своими именами, мир – это то, что внутри. Исходя из роли человеческого фактора, искусству вполне можно прекратить обманывать себя, пытаться отражать пресловутую внешнюю реальность, оно все равно будет улавливать лишь ее искажения. И попытаться больше фантазировать. В анализе фантазмов мы практически вплотную приближаемся к территории.
«Карта желаний» – в НЛП для широких масс это практика конструирования желаемого мира путем программирования бессознательного. Набор материальных и нематериальных благ, который каждому конкретному человеку нужен для счастья. Визуализация идеальной жизненной ситуации – с точки зрения конкретного человека. Многие хоть раз, да попробовали склеить коллаж глянцевого и шаблонного счастья: народ верит, что «это работает», у кого-то что-то даже «начало сбываться». Сложно преодолеть свой скепсис на сей счет. Счастье человека, на самом деле, темпорально – неуловимо и ему неведомо, его можно только принять как неожиданный дар и оценить постфактум, когда то уже ускользнуло. Его простую формулу срифмовал еще Александр Сергеевич: «Сердце будущим живет, настоящее уныло. Все проходит, все пройдет, что пройдет, то будет мило…» То, что мы клеим на бумагу, тотчас морально устаревает – это счастье позавчерашнего дня. Но сам метод создания «фиктивных моделей несуществующей реальности» (Герхард Рихтер) конечно же завораживает. Метод апроприации чужого, в данном случае – чужих желаний – активно использует современное искусство. Тем более, что зыбкая материя желаний – практически основной его рабочий материал. Каждый такой клочок бумаги – это ready made, который весьма информативен в плане психосимптоматики, амбиций...
Поэтому, основная цель картографирования желаний – это прежде всего, самоанализ, поиск возможности понять себя, сосредоточиться вокруг ядра собственной идентичности. По принципу: скажи мне, какие у тебя желания, и я скажу, кто ты. Нарратив выстраивается в системе координат личного/общественного пространства, личной/социальной истории, навязанных/собственных желаний, собственной/социальной симптоматики.
Виктория Бурлака
24 июня в 19.00 приглашаем на открытие отчетной выставки художников Школы современного искусства: Анна Мирошниченко, Валентина Гекова, Наталья Бегишева, Татьяна Положий, Наталья Рой, Галина Шапаренко, Нелли Когинова, Виктория Лихолет.
Выставку можно посетить до 2 июля по адресу: ул. Данилевского, 26.