А вы знаете что, первыми гейшами были... мужчины
Очаровательная девушка с раскосыми глазами и выбеленным лицом, разливающая чай и занимающая гостя утонченной беседой. Таков стереотипный образ гейши в сознании европейца. В целом все верно, кроме одного. Изначально роль приветливой особы с набеленным лбом и щеками играл… мужчина. Гейши женского пола появились куда позднее.
Сама история гейш как профессии, или, даже точнее, вида искусства, берет начало примерно в конце XVI века. Есть две основных версии появления гейш. По одной из них, самураи, уставшие от служебных дел, желали не просто выпить чаю или хорошего сакэ, а отдохнуть, так сказать, душой — поговорить с умным человеком. Но поскольку женщина в Японии тех времен считалась существом куда менее интеллектуальным, чем мужчина, самураи предпочитали общение с равными себе. Поэтому на месте прелестниц с выбеленными лицами изначально красовались мужчины в кимоно. Обладали они всеми качествами, присущими стереотипной гейше из фильмов и книг о Японии: были образованными, играли на нескольких музыкальных инструментах, владели искусством стихосложения и каллиграфии и мастерски умели поддержать беседу.
Есть также версия, что у "первогейш"-мужчин был прообраз. Им стал Сорори Шинзаэмон, советник тогдашнего японского императора. В конце XVI века Страной восходящего солнца правил Тойотоми Хидэйоши. Он был существенной фигурой в истории страны, сумев объединить ее после феодальной раздробленности. Несмотря на это, Тойотоми не умел писать и с трудом читал переписанные от руки древние книги. Но содержание ученых трудов и летописей его все-таки интересовало. Для пересказа книг монарх и завел себе специальную должность "отогишю" — собеседник и советник. Самым приближенным из них стал как раз Сорори Шинзаэмон. Информацию о роисхождении этого достойного мужа история не сохранила — по-видимому, Сорори родился в довольно бедной семье, но в детстве был отдан на воспитание в монастырь и получил достойное образование. К тому же он был знатоком чайной церемонии, владел искусством каллиграфии и был довольно острым на язык.
Шинзаэмон читал императору вслух, был его советником по разным вопросам и просто развлекал правителя, когда у него было плохое настроение. А Хидэйоши славился крутым нравом. При европейском королевском дворе Шинзаэмона, наверное, назвали бы шутом. Придворный шут японского императора даже составил одну из первых книг коротких юмористических рассказов, которыми он и потчевал иногда своего хозяина. Часть этих рассказов, по-видимому, была сочинена им самим, а часть была переложением более древних историй, слышанных им ранее.
Благодаря Сорори Шинзаэмону и его правителю шуты, развлекающие хозяев беседой и анекдотами, вошли в моду не только у самураев, но и у обеспеченных горожан. В этих кругах шут сделался уже не собственностью вельможи, а кем-то вроде свободного артиста. Называлась такая профессия "тайкомочи" — артисты нередко носили с собой барабаны тайко, при помощи которых аккомпанировали своим речам и привлекали внимание.
Чаще всего тайкомочи входили в свиту богатых куртизанок высокого ранга, таю, и должны были развлекать их клиентов. Если сама куртизнака-таю обычно подчеркивала свою изысканность и хорошие манеры, то задачей тайкомочи было контрастировать с ней, одновременно разжигая страсть клиента. Шут изображал смешные сценки из жизни, пел песенки скабрезного содержания и рассказывал непристойные анекдоты. При этом образование тайкомочи оставалось на уровне: они должны были, хоть и вышучивая, поддержать беседу на любую тему, развеселить гостя игрой на музыкальных инструментах и быть в курсе всех последних новостей. Они по-прежнему были мастерами чайной церемонии, каллиграфии и рисунка. Потому тайкомочи называли также "гэйнин" или "гейша" — и то и другое переводится как "человек искусства".
По разным данным, во время периода Эдо в Японии было около 500-800 гейш-мужчин. Но постепенно в профессии стали появляться женщины — танцовщицы и певицы, которые перетягивали на себя внимание зрителей, доблестных самураев и богатых горожан. Все-таки природу не обманешь. Гейши женского пола довольно быстро вытеснили с арены мужчин-тайкомочи. В этот период гейши-мужчины оставили свою актерскую профессию, а их роль стала все больше сводиться к организации вечеринок. Сейчас мы назвали бы их организаторами или эвент-менеджерами. Кстати, кодексом профессии тайкомочи запрещалось иметь любые отношения с девушками-гейшами женского пола. Так оно и остается по сей день.
источник