История кино: Одиссея
Это сотни эксклюзивных интервью: актриса Клаудия Кардинале, Кеко Кагава, режиссеры Бернардо Бертолуччи, Баз Лурман, Клер Дени, сценаристы Пол Шредер и Роберт Таун, болливудская звезда Амитабх Баччан и многие другие. А также — путешествия по странам и городам — меккам кинематографа в Америке, Европе, Азии, Афирике, Австралии.
Чувственность и мелодраматичность 50-х с великими кинозвездами тех времен. Американский кинематограф 60-х и 70-х, когда режиссеры пытались изменить мир. Появление картин «Звездные войны», «Челюсти» и «Изгоняющий дьявола». Безудержные 80-е, время протеста в кино. Новый «золотой век» 90-х и появление новых звезд на небосклоне в наше время.
Просмотр не рекомендуется детям до 15 лет.
Автор сценария и режиссер: Марк Казинс
В фильме снимались: Ларс фон Триер, Александр Сокуров, Бернардо Бертолуччи, Баз Лурман, Френсис Форд Коппола
КИЕВ
Дом образования и культуры «Мастер Класс»
ул. Лаврская, 16А
7 / 14 / 21 / 28 апреля 2013
13:00
ОДЕССА
Кафе-клуб «Юла-85»
ул. Троицкая, 52
6 / 13 / 20 / 27 апреля 2013
14:00
ХАРЬКОВ
Центр современного искусства ЕрмиловЦентр
Площадь Свободы, 4
7 / 13 / 20 / 27 апреля 2013
14:00
ЛЬВОВ
Центр городской истории Центрально-Восточной Европы
ул. акад. Богомольца, 6
5 / 12 / 18 / 26 апреля 2013
17:00
ВХОД СВОБОДНЫЙ
ОПИСАНИЕ ЭПИЗОДОВ
БЛОК I: эпизоды 1 — 3
Общий хронометраж — 180 мин.
Эпизод 1
Хронометраж — 60 мин.
Первая серия эпической истории кино Марка Казинса повествует о том, как появился на свет этот вид искусства — эпизод был создан в тех локациях, где проходили съемки первых в истории кинокартин. Казинс настойчиво убеждает зрителя в том, что развитие кинематографа запустили идеи и страсть, а не деньги и маркетинг.
Истории первых звезд кино, первые спецэффекты и прогулка по Голливуду — месту, которое в скором будущем превратится в настоящий миф.
Эпизод 2
Хронометраж — 60 мин.
История продолжается в бурные 1920-е годы, когда Голливуд стал эпицентром сверкающей индустрии развлечений и появились такие режиссеры, как Чарли Чаплин и Бастер Китон. Вскоре их выдумки и юмор были оспорены режиссерами Робертом Флаэрти, Эрихом фон Штрогеймом и Карлом Теодором Дрейером, которые попытались сделать кино более серьезным и зрелым видом искусства.
Серия снималась в Голливуде, Дании и Москве и рассказывает о «битве за душу кино», а также о некоторых величайших картинах тех времен.
Эпизод 3
Хронометраж — 60 мин.
1920-е годы стали золотым веком для мирового кинематографа. Серия снималась в Париже, Берлине, Москве, Шанхае и Токио — автор исследует места, где работали в те времена режиссеры, расширившие границы возможностей кинематографа.
Немецкий экспрессионизм, «советский монтаж», французский импрессионизм и сюрреализм спровоцировали появление новых направлений в кино. Параллельно появились менее известные, но не менее знаковые китайские и японские картины. В финале — трагическая история одной из величайших, хоть и забытых теперь, звезд немого кино — китаянке Жуань Линъюй.
БЛОК II: эпизоды 4 — 7
Общий хронометраж — 240 мин.
Эпизод 4
Хронометраж — 60 мин.
С 1930 года в кино «пришел» звук — и все изменилось для индустрии. Этот эпизод повествует о рождении жанровых фильмов в США: эксцентричные комедии, гангстерские ленты, фильмы ужасов, вестерны и мюзиклы. Тем временем, вдали от Голливуда, Альфред Хичкок «гнет свою линию» в Англии, а французские режиссеры становятся «хозяевами настроения».
В серии также повествуется о том, что общего между тремя великими фильмами 1939 года: «Волшебником из страны Оз», «Унесенными ветром» и «Ниночкой».
Эпизод 5
Хронометраж — 60 мин.
Автор повествует о том, насколько более смелым сделали военные «травмы» кино: история начинается в Италии, двигается в Голливуд, от Орсона Уэллса к более мрачным темам американского кино и драме эпохи сенатора Маккарти.
В выпуске сценаристы Пол Шредер и Роберт Таун обсуждают эру в целом, а режиссер Стэнли Донен, снявший «Поющие под дождем», делится секретами своих профессиональных успехов.
В программе также речь пойдет о британских фильмах («Третий человек» и другие), которые как нельзя лучше описывают те непростые для кино годы.
Эпизод 6
Хронометраж — 60 мин.
История секса и мелодрамы в кинофильмах 1950-х годов. Программа сфокусирована на творчестве Джеймса Дина, фильме «В порту» и кино периода glossy weepies. Следом — Египет, Индия, Китай, Мексика, Великобритания и Япония, где в те времена кинокартины были переполнены яростью и страстями.
В эпизоде — эксклюзивные интервью с людьми, которые работали с легендарным индийским режиссером Сатьяджит Рай; с культовой актрисой Кеко Кагава, которая снималась в фильмах Акиры Куросавы и Ясудзиро Одзу; а также с известным африканским режиссером Юсефом Шахин.
Эпизод 7
Хронометраж — 60 мин.
Впечатляющая история кино конца 1950-х и 1960-х годов: кинозвезда Клаудия Кардинале рассказывает «без купюр» о великом режиссере Федерико Феллини, Ларс фон Триер восхищается Ингмаром Бергманом, Бернардо Бертолуччи вспоминает свою работу с Пьером Паоло Пазолини.
В выпуске также: как французские кинематографисты «подорвали» кино, изменив таким образом ход развития европейского кинематографа.
БЛОК III: эпизоды 8 — 11
Общий хронометраж — 240 мин.
Эпизод 8
Хронометраж — 60 мин.
История ослепительных 1960-х годов в кинематографе. Легендарный режиссер Хэскелл Уэкслер объясняет, как документальные фильмы повлияли на мейнстрим. «Беспечный ездок» и «2001: Космическая Одиссея» знаменуют новую эру американского кино.
Проанализированы фильмы Романа Полански, Андрея Тарковского и Нагиса Осима времен новой волны, которая прокатилась в киноиндустрии по всему миру. Также в выпуске — о рождении Black African cinema и эксклюзивное интервью с индийским режиссером Мани Каул.
Эпизод 9
Хронометраж — 60 мин.
История «созревания» американского кино в конце 1960-х и 1970-х годах. Бак Генри, который написал сценарий фильма «Выпускник», в эксклюзивном порядке рассказывает об истоках сатиры в фильмах тех времен. Пол Шрейдер повествует о своем экзистенциальном сценарии для фильма «Таксист». Писатель Роберт Таун раскрывает «темные идеи» фильма Chinatown. А режиссер Чарльз Бернетт разьясняет, откуда ноги растут у Black American cinema.
Эпизод 10
Хронометраж — 60 мин.
Рассказ о фильмах, которые пытались изменить мир в 1970-х. Программа начинается в Германии с Вима Вендерса, затем переезжает в Англию к режиссеру Кену Лоучу, продолжается поездкой в Италию и, наблюдая рождение нового австралийского кино, наконец, прибывает в Японию, которая делала тогда, по мнению автора, самые трогательные фильмы в мире.
Далее — Африка, Южная Америка и — история скандальной кинокартины «Святая гора», деньги на создание которого в свое время вложил Джон Леннон.
Эпизод 11
Хронометраж — 60 мин.
Эпизод о том, насколько инновационным для кино стало не только изобретение мультиплексов, но и появление на экранах фильмов «Звездные войны», «Челюсти» и «Изгоняющий дьявола». Сьемочная группа едет в Индию, где местная знаменитость Амитабх Баччан показывает, какие новшества придумывал Болливуд в 1970-х.
Также в выпуске речь идет о Брюсе Ли и о кино Гонгконга. Мастер Юань Хэпин впервые публично рассказывает о своих экшенах и о специфической «хореографии» под названием «wire fu» для фильма «Матрица».
БЛОК IV: эпизоды 12 — 15
Общий хронометраж — 240 мин.
Эпизод 12
Хронометраж — 60 мин.
Путешествие с Рональдом Рейганом в Белый дом и с Маргарет Тэтчер — на Даунинг-стрит. Эксклюзивное интервью американского независимого режиссера Джаон Сейлса о 1980-х, десятилетии лихого протеста в кино.
Также: китайское кино, которое активно развивалось до событий на площади Тяньаньмэнь; советские фильмы; первое серьезное проявление в кино гениального польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского.
Эпизод 13
Хронометраж — 60 мин.
В 1990-х начался Золотой век кино во всем мире. Выпуск стартует в Иране, где лидер иранской новой волны Аббас Киаростами повествует о том, каким образом он сделал свое кино более реалистичным. В эпизоде также: Синья Цукамото, заложивший фундамент знаменитых японских хорроров. Из Токио — в Париж, где режиссер Клер Дени рассказывает о своем необычном видении профессии.
Эпизод 14
Хронометраж — 60 мин.
История блестящих, ярких, игривых кинокартин англоязычного мира 1990-х. Этот эпизод фокусирует внимание на диалогах в фильмах Тарантино, а также на ключевых лентах братьев Коэнов. Сценаристы «Звездного десанта» и «Робокопа» рассказывают об иронии как главной составляющей их работы; в Австралии Баз Лурман делится историями о процессе съемок его «Ромео и Джульеты» и «Мулен Руж». В финале программа перепрыгивает в цифровой мир, которому удалось навсегда изменить кинематограф.
Эпизод 15
Хронометраж — 60 мин.
Заключительный эпизод — история кино замыкается в круг: после событий 9.11 кино снова тяготеет к более серьезным темам.
Неожиданно на первый план выходит румынское кино. В это время «Малхолланд драйв» Дэвида Линча становится для молодых режиссеров «пределом мечтаний», а «Начало» превращает фильм в игру.
Москва: эксклюзивное интервью с режиссером Александром Сокуровым. Дальше программа выходит за рамки настоящего, чтобы поразмыслить, каким кино может стать в будущем.
МАРК КАЗИНС / MARK COUSINS
Марк Казинс – режиссёр-документалист, литератор и куратор; живёт и работает в Шотландии. Автор фильмов о Горбачёве, о неонацизме, о Яне Гамильтоне Финлее, об иранском кинематографе и иракских детях. В начале девяностых стал директором Эдинбургского международного кинофестиваля, перекроил все существовавшие там программные направления, переиначил фестиваль и не без определённой доли вызова повёз его в Сараево. В то же время стал соучредителем благотворительной компании «Дети Шотландии снимают кино», занимающейся вопросом детского творчества, что стало основной темой его работы.
Затем Казинс был ведущим программы Moviedrome на канале BBC2. Был режиссёром и ведущим передачи Сцена за сценой на канале ВВС2. Передача шла 5 лет; в основе её лежали беседы о творчестве с такими личностями как, среди прочих, Мартин Скорсезе, Джейн Рассел, Пол Шрейдер, Бернардо Бертолуччи, Дэвид Линч, Роман Полански, Жанна Моро и Род Стайгер. В газете The Times программа была названа «откровением». Кирк Дуглас сказал, что из тысячи интервью, которые ему довелось давать в своей жизни, лучшее было сделано для передачи Сцена за сценой.
Совместно с Антонией Берд, Робертом Карлайлом и Ирвином Уэлшем, Казинс руководит продакшн-компанией 4Way Pictures.
В 2004 году в Европе, Америке, Китае, Мексике и на Тайване вышла его книга «История кино». Книгу высоко оценили Бернардо Бертолуччи и Шон Коннери. Со временем Марк Казинс экранизировал книгу, и вышел фильм История кино: Одиссея, который был продан во многие страны мира и участвовал на фестивалях в Берлине, Теллуриде, Торонто, Палм Спрингс, Гонконге и на многих других фестивалях, а также демонстрировался в музее МоМА в Нью-Йорке.
В качестве приглашённого куратора Марк Казинс сотрудничает с кинофестивалями во всём мире. Почётный профессор университета Глазго, почётный доктор словесности Эдинбургского университета и почётный лектор Стирлингского университета. Был художественным со-руководителем проектов Cinema China и The Ballerina Ballroom Cinema of Dreams, в сотрудничестве с Тильдой Суинтон, которое продолжается и по сей день. Их совместный проект A Pilgrimage привлёк внимание всемирной общественности. Казинс был удостоен приза Зальцгебера на Берлинском кинофестивале 2009 года. Как сценарист, режиссёр и оператор снял полнометражный документальный фильм «Первый фильм» на тему детского воображения, получивший награду Prix Italia, который демонстрировался в рамках разных научных и социальных мероприятий и до сих пор идёт в прокате в некоторых американских городах.
Казинс и Суинтон основали фонд 8? Foundation в поддержку кинотворчества среди детей. За этот проект Казинс был номинирован на премию Liberty Humanitarian Award.
Недавно Марк Казинс выпустил свою четвёртую книгу под названием «Наблюдения за реальными людьми где угодно»; она вышла в Британии, Америке и Китае; пишет книгу о кино и путешествиях под названием «Разрыв» и, как сценарист и режиссёр, делает полнометражный документальный фильм под названием «Я - Белфаст».
ШКОЛА КИНОКРИТИКОВ ОДЕССКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
образовательный курс и творческая платформа для общения молодых специалистов, пишущих и интересующихся кино и профессионалов, творческая лаборатория идей и обмена опытом.
Проект осуществлен при поддержке Британского Совета в Украине и грантовой программы і? [идея-импульс-инновация] Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины». Главной целью секции является привлечение к участию молодых кинокритиков и предоставление им теоретических и практических навыков посредством интенсивной программы лекций, мастер-классов, круглых столов и панельных дискуссий, а также практических занятий. Участники ШКОЛЫ будут вести официальный дневник ОМКФ, писать рецензии и критические разборы фильмов фестиваля, снимать видеоподкасты и сюжеты для фестивального телевидения.
ШКОЛА КИНОКРИТИКОВ впервые проходила в рамках 3-го Одесского международного кинофестиваля в 2012 году. Преподавали в Школе кинокритиков почетный президент FIPRESCI Андрей Плахов, представитель Ассоциации зарубежной прессы Голливуда «Золотой Глобус» Сергей Рахлин, редактор британского журнала о кино Curzon Magazine Иен Смит, обозреватель журнала Screen Daily Мартин Блени, российский киновед Антон Мазуров, британский кинокритик, автор изданий The Independent, The Times, Art Review, The Guardian Ханна МакГилл, чешский кинокритик Идришка Блахова, украинские киноведы Сергей Трымбач, Владимир Войтенко, Андрей Алферов и другие.
Участниками Школы кинокритиков Одесского Международного Кинофестиваля в 2012 году стали 20 молодых авторов, пишущих о кино, из Киева, Одессы, Кривого Рога, Севастополя, Харькова, Бахчисарая. Победитель прошлогодней Школы кинокритиков ОМКФ — Валентин Мохнатый, начинающий кинокритик из Одессы. Награжден поездкой на Лондонский международный кинофестиваль 2012.
Отбор в Школу кинокритиков ОМКФ проходит на конкурсной основе. Ознакомиться с регламентом и подать заявку на участие в проекте можно на сайте ОМКФ в разделе ШКОЛА КИНОКРИТИКОВ до 15 мая 2013.
Информационный партнер Школы кинокритиков ОМКФ в 2013 году — КУЛЬТУРНИЙ ПРОЕКТ