Размышления большого города :: Договорные ценности :: 1 :: Эссе о живописи :: Аксёненко Сергей Иванович
Регистрация Авторизация В избранное
Случайное в блогах
Девичник4 октября 2011
Ты айтишник, я айтишник25 декабря 2011
Всё для всех!30 августа 2012
Вопросы и ответы20 января 2012
Календарь событий

Ключевые слова

Договорные ценности :: 1 :: Эссе о живописи :: Аксёненко Сергей Иванович

11 октября 2010 - Хрюндель
article58.jpg
Новый взгляд на современную живопись. Первая часть книги "Договорные ценности".

Договорные ценности.

  
   Предлагаем вашему вниманию исследование природы договорных ценностей. Главы этой книги поданы в виде отдельных эссе.
  

Договорные ценности. 1. Эссе о живописи.

  
   Представьте - вы на выставке картин. Вы пришли посмотреть на творчество автора, которого искусствоведы в один голос называли гением. И вот вы смотрите, а на картинах - какие-то бессмысленные, неловко нарисованные линии, чёрточки и закорючки. На некоторых просто круг, закрашенный красной гуашью, или треугольник, закрашенный тёмно-синей. Что бы вы подумали о сём действе? Скорей всего одно из двух. Либо: "Ну и что здесь особенного? - и я так смогу нарисовать". Либо: "Наверное я ещё не в состоянии постичь смысла этих картин". Конечно вы могли бы подумать и такое: "Ну и дурак же этот автор!". Но такой посыл всё же ближе к первой мысли.
  
  
  
  


К.Малевич. "Черный квадрат". 1915.


Образец живописи супрематизма.

  
  


  

Образец живописи ташизма.

  
  


Образец живописи конструктивизма.


Аси. "Триединая суть бытия". 2009.

   Крушение СССР с его критическим отношением к авангардизму привело к тому, что многие люди, даже те из них, кто будет стоять на первой или третьей позиции - не выскажут её вслух. А многие так неуверенны в себе, что искренне будут стоять на второй, и видя, что нарисована ерунда, будут думать, что они чего-то не понимают, будут искать во всём этом тайный смысл и самое главное - будут находить его. Кто ищет - тот всегда найдёт! Вот пример из жизни.
  
   Однажды я устроил небольшой розыгрыш, с заведующей одной картинной галереей, моей бывшей супругой. Речь шла о картине, представлявшей из себя смесь маловразумительных, произвольных мазков разными красками. Эта абстракция почему-то называлась канадским озером. Я и наш сын знали, что картина так называется, а заведующая не знала.
   - Что ты тут видишь? - был вопрос.
   Она задумалась и вдохновенно произнесла примерно следующее - "астрально-ментальный виртуальный поток души, устремляется в метафизические выси, сливаясь с сиянием божественного эфира...". Или что-то другое в том же духе.
   В общем, она нашла в картине столь глубокий смысл, что если такое полотно продать с её аннотацией - точно стоило бы бешенные деньги! Главное грамотно "раскрутить" эту аннотацию. Не картину! Хаос мазков можно нарисовать любой, под ту же самую аннотацию.
   - Мама - да ты что! - сказал сын, перемигиваясь со мной, - Неужели ты не видишь канадское озеро..
   - И типично КАНАДСКОЕ - подчеркнул я, - кроме, как в Канаде, таких озёр нигде нет.
   - Вот зелёненькое, - сын указывает на мшисто-зелёный мазок, - это кустики, неужели ты их не видишь.
   - А вот это канадская деревушка, виднеется, на горизонте, - включился в игру я, тыча в неопределённо-бурое пятно.
   В общем, глубокомысленная метафизика была посрамлена в тот день.
   Хотя надо сказать, что в том же сборнике живописи, который называется "Шедевры искусства 20 века", было приведено несколько репродукций картин, которые находятся как бы в "пограничной зоне". Там была, например, картина, рассматривая которую вблизи, вы увидите лишь смесь мазков различных красок, а издали, сможете разглядеть едва заметный дом, под вуалью снежных хлопьев. Подобная, действительно интересная, экспериментальная живопись и служит своеобразной индульгенцией для халтурщиков, позволят им продавать бессмысленные мазки за огромные деньги. Но об этом мы поговорим позже.
  
   А сейчас о специфике нашей психологии. Под словом "нашей" я в данном случае понимаю жителей постсоветских стран. Как было сказано выше в СССР, а если точнее то в позднем СССР, авангардизм не приветствовался. Хотя в раннем СССР он процветал. Вместе с социальной революцией творцы пытались устроить революцию в искусстве. Потом власти начали насаждать реализм и классицизм. Объединение этих двух направлений, на основе политически заданной тематики и имперского размаха, породило то, что называют социалистическим реализмом.(1) (примечания см. в конце эссе) А вот авангард был не в чести. Это случилось сразу после того, как произошла стабилизация общества, и Советский Союз на новом витке спирали вернулся ко многим ценностям царской России. Хотя власти не говорили об этом в общественно-политическом ключе. ВОЗВРАЩЕНИЕ к дореволюционным архетипам, называли продолжением революции.
   Иное дело в искусстве. Тут авангард был отвергнут открыто. Не то, чтобы он сильно преследовался... но критиковался.
   Если рассматривать сложившиеся в современном обществе стереотипы, то отношение к авангарду в СССР можно выразить такой картинкой. Никита Хрущёв на бульдозере крушит картины авангардистов.(2)
   Тут в усреднённом сознании смешались два события. Первое - посещение Н.Хрущёвым выставки в московском Манеже в 1962 году, когда Никита Сергеевич поругал в сердцах авангардистов, чем создал им такой пиар, что и за миллионы не купишь. После этого многие авангардисты сделали крутую карьеру на Западе. То есть заработали там славу, а значит и большие деньги. Причём те, кто сейчас пишет об этом, уже не скрывает, что скандала искали САМИ художники. Неистовый Никита лишь подыграл им.
   И тут мы переходим ко второму событию - к, так называемой, "Бульдозерной выставке". Новые поколения авангардистов тоже хотели пиара. Но Хрущёв был давно снят и умер. Его приемник Леонид Брежнев не был столь импульсивным, чтобы делать авангардистам рекламу ни за что, ни про что. И тут был придуман ход с бульдозерами - гениальный пиар-ход. По замыслу он, как и в случае с Хрущёвым, должен был принести художникам, поучаствовавшим в таком событии, "колоссальные бабки". На Западе, естественно. В свете вышесказанного сейчас не кажутся безосновательными ходившие по Москве слухи о том, что бульдозеры были проплачены... самими художниками. Всё-таки такая великолепная сценка, как ГРУБЫЙ бульдозер, крушащий ХРУПКИЕ произведения "высокого духа", могла прийти в голову только художникам. К тому же, картин таких не жалко - подобное можно создать за пару минут при помощи пульверизатора. Это ж вам, не "Явление Христа народу", над которым надо трудиться много лет. Тем более сама сценка соответствовала стереотипу о СССР, который сложился в головах обывателей западных стран под влиянием вездесущих СМИ. Стереотип был мало похож на действительность, хотя его уже и у нас активно навязывают молодому поколению, тем людям кто не успел пожить в Советском Союзе.(3)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Поделиться Класс!
Рейтинг: +3 Голосов: 3

Загрузка комментариев...

← Назад



О нас
При использовании информации в печатном или электронном виде ссылка на www.078.com.ua обязательна.
Создание сайта, техническая и юридическая поддержка: «LicaSoft»
Администрация может не разделять мнения посетителей, высказанные в коментариях/отзывах и не несет ответственности за любую информацию, размещенную на сайте посетителями.



Порталы большого города

Развлечения большого города.

Харьковский уникальный специализированный Интернет-портал, направленный на максимально полное освещение развлекательных заведений и мест проведения досуга.


ГлавнаяЗаведения |   Отзывы |   Фото |   Афиша |   Статьи

Юридический Харьков плюс

Услуги адвоката, юридические услуги, услуги аудитора, правовая помощь. Юридическая консультация онлайн, нормативные базы. Харьковские региональные нормативные документы.


Главная |   Блоги |   Адвокаты & Юристы |   Новости
вверх